Иудейское население Крыма представлено тремя этническими группами: кроме евреев, говоривших на идиш, к нему относились крымчаки и караимы. Первые являются тюрко-язычными потомками нескольких групп европейских, русских и азиатских евреев, изгнанных или бежавших с родины и поселившихся в Крыму преимущественно в XIV–XV веках, и прозелитов — обращённых в иудаизм хазар и татар. Караимы — также тюрко-язычный, и тюркского же происхождения народ, исповедующий караимизм — одно из ответвлений иудаизма, не признающее Талмуд. Они предположительно появились в Крыму в период средневековья — после татарского нашествия, — попав туда из Средней Азии, с Кавказа и, возможно, из Византии. Крымские татары звали крымчаков «евреями с пейсами», а караимов, соответственно, «евреями без пейсов».
Наиболее ранние достоверные археологические находки свидетельствуют, что евреи появились в Крыму примерно во II веке нашей эры. По-видимому, это были те, кто уцелел во время восстания против римлян под предводительством Бар-Кохбы, и был выслан из Иудеи императором Адрианом. Первые крупные еврейские общины находились на территории Боспора (современная Керчь) и Херсонеса (нынешний Севастополь).
До конца XVIII века караимские и крымчакская общины были намного более многочисленными, и только после 1783 г., когда Крым вошёл в состав Российской империи, включения его в 1802 г. (кроме Ялты и Севастополя) в черту осёдлости, а в особенности, после Крымской войны, на полуострове стало увеличиваться количество евреев-ашкеназов. Они переезжали в Крым из других областей России, Украины, Белоруссии.
В начале XX века количество евреев в Крыму составляло около 50000 человек, среди них около 6000 крымчаков и 8000 караимов. Большинство евреев были торговцами, ремесленниками, врачами, учителями, музыкантами и жили в городах. Соответственно, почти во всех крупных городах были синагоги (например, в Симферополе их было 7, в Евпатории – 3). Имелись еврейские школы, женские и мужские начальные училища, общества помощи бедным еврейским семьям. Общины отличались сплочённостью и организованностью.
Еврейские рабочие и интеллигенция, особенно молодёжь, составляли в Крыму ядро революционного движения. Это стало одной из причин того, что власти, воспользовавшись антисемитскими настроениями части населения, спровоцировали в 1905–1907 гг. череду кровавых еврейских погромов. Хотя в нескольких городах действовали отряды самообороны, оказавшие отпор погромщикам, тогда были убиты десятки человек и беспощадно разрушены лавки, магазинчики, мастерские, принадлежавшие евреям.
За время Первой мировой количество евреев в Крыму возросло за счёт переселенцев из западных областей России и составило около 60 тысяч, до 7 тысяч выросло число крымчаков и до 9 тысяч — караимов.
После революции февраля 1917 г. евреи получили равноправие с представителями других народов, и депутаты еврейских партий стали входить в состав Советов в разных крымских городах, в том числе в Симферополе. Однако в 1917–1919 гг. положение крымских евреев было тяжёлым — это время голода, лишений и погромов.
В 1919-1920 гг. под властью Деникина, а затем Врангеля в Крыму усилилась деятельность сионистских организаций, появились новые еврейские организации взаимопомощи, культурные и просветительские центры, национальные детские сады и школы. В конце осени 1920 г. большевики заняли полуостров, после чего значительная часть евреев эмигрировала с армией Врангеля, или разъехалась в другие части России. С восстановлением советской власти в Крыму сионистские и просветительские организации были ликвидированы, большинство синагог закрыто.
В двадцатые и тридцатые годы многие тысячи евреев, ранее занимавшихся торговлей, посредничеством, преподаванием и имевших другие «непролетарские» профессии, были фактически лишены средств к существованию Они приехали в Крым, чтобы работать в сельском хозяйстве — только это могло спасти от голода. Это переселение поддерживалось руководством страны, были выделены земли в северной, степной части полуострова, а для их освоения евреям разрешено было принимать помощь международных еврейских организаций (американского Агро-Джойнта, Французского еврейского общества). Весть об организации в Крыму филиала «земли обетованной» быстро облетела всю страну, и это ещё больше увеличило поток прибывающих туда евреев.
Еврейские сельскохозяйственные общины подняли сотни тысяч гектаров степной целины, оборудовали множество колодцев, разбили виноградники, устроили птицеводческие хозяйства и кооперативные предприятия по переработке молочных продуктов. Благодаря иностранной помощи эти поселения — их насчитывалось более сотни — имели современную технику и трактора, там были радио и электричество. На фоне остальных колхозов тогдашней России они считались очень богатыми. Многие из деревень и колхозов имели еврейские названия: Фрайлебн (на идиш «Свободная жизнь»), Ецирах («Созидание»), Фрайдорф («Свободная деревня»), Ахдут (на иврите «Единство»).
Однако большинство евреев всё-таки жили в городах: Симферополе, Севастополе, Керчи, Ялте, Феодосии. Отток евреев из сельскохозяйственных районов в города усилила насильственная коллективизация, начавшаяся в 1929 г., и интернационализация — борьба с религиозными и культурными традициями, а также сталинские чистки.
Перед войной численность еврейских общин полуострова составляла примерно 70 тысяч человек. Части из них удалось эвакуироваться до того, как Крым был захвачен немецкими войсками. Оккупанты провели перепись еврейского население полуострова, затем евреи кратковременно — на две-три недели — помещались в тюрьмы, гетто, либо направлялись на работы, после чего уничтожались. Всего было убито более 40 тысяч человек (по другим данным, более 60 тысяч). В апреле 1942 г. захватчики объявили, что Крым очищен от евреев и крымчаков. При этом караимов не тронули, так как тем удалось доказать, что они этнически не относятся к евреям. Надо сказать, что караимы, как правило, не пытались помочь своим единоверцам избежать страшной участи, наоборот, часто они сотрудничали с фашистами.
Вооружённых восстаний мирных жителей-евреев в Крыму не было — немцы действовали слишком быстро, и евреям просто не хватило времени организоваться, чтобы дать отпор. Однако в памяти остались акты личного неповиновения и героизма: феодосийский врач Фиделев был казнён, отказавшись ремонтировать газовое оборудование (предназначенное якобы для целей дезинфекции); крымчак Ноах Ломброзо убил немецкого офицера и, переодевшись в его форму, прибыл в штаб немецкий войск и расстрелял там ещё несколько фашистов; резник Арон, которого везли на казнь, избил конвоиров и сумел скрыться, в дальнейшем попав к партизанам.
На момент освобождения Крыма советскими войсками в 1944 г. на полуострове осталось 499 евреев (включая крымчаков), и около 3 тысяч караимов.
Впервые идея об образовании на полуострове Еврейской республики — «Крымской Калифорнии» — была озвучена ещё в 1922 г. Тогда этот проект был закрыт, так как он вызывал антисемитские настроения у других народов Крыма — евреи, которые получали средства от американцев, жили несравненно лучше своих соседей.
В 1944 г., когда Крым ещё был оккупирован, Еврейский Антифашистский Комитет обратился к Молотову с предложением образовать на полуострове еврейскую автономию. Туда предлагалось поселить евреев, находящихся в эвакуации, а также евреев-беженцев из Европы, которые нашли убежище на территории СССР. Молотов принял предложение благосклонно и передал его Сталину. Всемирный Еврейский конгресс США пообещал всемерное, в том числе финансовое, содействие. Однако проект не был осуществлён, а впоследствии, в конце сороковых годов стал поводом ареста, а затем в 1952 г. и казни руководства и членов ЕАК.
После войны эвакуированные евреи вернулись в Крым, и община была восстановлена, однако количество евреев на полуострове неуклонно уменьшалось. Многих из них власти вынудили переселиться в Биробиджан.
Большая часть населения проживала в городах, самая крупная община находилась в Симферополе, где на протяжении почти всего советского периода работала одна синагога, и разрешалось выпекать мацу.
В 1970–1980 годы в Симферополе начали проводиться нелегальные и полулегальные исследования культуры и истории караимского и крымчакского народов. И в дальнейшие годы количество евреев постоянно сокращалось, в основном за счёт эмиграции в Израиль и США, и к 2001 г. согласно переписи, составляло чуть более 5,5 тысяч человек. Зато в этот период началось возвращение синагог, открытие еврейских культурных и образовательных центров.
Крымчаки и караимы также имели возможность репатриации в Израиль, чем многие из них и воспользовались. Оставшиеся представители этих народов в настоящее время всё более тяготеют к своим тюркским корням, отдаляясь от иудаизма, поскольку религиозные, иудейские традиции за десятилетия советской власти были практически полностью утрачены.
Сегодня в Крыму живёт около 3000 евреев, немногим более 500 караимов, и около 200 крымчаков.
Автор статьи ushi. Специально для сайта © Отдых в Крыму
Кто еще живет в Крыму
Знаменитые личности
Историческая хроника