Когда видишь впервые это извилистое горное ущелье, трудно представить, что оно было когда-то не просто обитаемым, но и густо населенным. Горная деснина заросла цветами и кустами, круглые пещеры в скалах выглядят словно жилища мифических гигантов, а тишину летнего дня нарушает лишь звон цикад да журчание родников.
Однако старые фотоснимки показывают, что в прошлом между этими скалами стояло целое село с длинными рядами двухэтажных каменных домов с мехтебом и мечетью, от которой остался только снимок ее закладной плиты. Сохранилось несколько описаний здешнего села, сделанных учеными и путешественниками в XIX веке.
Вот, например, одно из них:
«Деревня Черкез-Кермен, населенная татарами, располагается в своеобразной расселине между двумя отвесными скалами нуммулитового известняка, поражающего своими формами и уединенным местоположением. Пространства между ними едва хватает для размещения двух рядов домов с улицей посередине.»
Внешний вид села впечатлил и другого путешественника.
Эта деревня, зажатая среди скал,- писал он, -
удивляет своим необычным расположением и конструкцией домов. Большинство из них выходят на улицу, которая является ничем иным как длинных извилистым коридором, по которому с неистовой силой дует ветер. Другую сторону этих жилищ образует сама скала.
Построив свои жилища в столь необычном месте, люди умело использовали особенности здешнего ландшафта. Вот что рассказывает о Черкез-Кермене еще один автор, побывавший тут в 1860-х годах.
Множество пещер, выгладанных снизу водою, дали повод воспользоваться жителям скалами как домашними постройками. Задний план почти всякого двора скала и почти в каждой скале пещера, в одной конюшня или хлев, в другой амбар, кухня, погреб. К некоторым приделаны ворота, лесенки, дверочки, плетни.
Постройки Черкез-Кермена давно разрушены, но ущелье все еще хранит память о их былых обитателях. В разных местах на скалах видны контуры когда-то пристроенных к ним зданий, прочерченные водостоками и выемками для деревянных балок.
Точная дата основания села теряется во тьме веков. Тут, на дне ущелья, археологами обнаружены следы поселения XII столетия, что уже по себе является достаточно солидным возрастом, но нет сомнения, что эта балка могла быть заселена и намного раньше, ведь очень близко отсюда за соседним ущельем возвышается пещерная крепость Эски-Кермен, основанная еще в VI столетии, а по другую сторону от балки находится знаменитый грот Замир-Коба, где обнаружены следы первых людей в этой местности, живших тут 10000 лет назад.
Кем же были обитатели села Черкез-Кермен? Многие краеведы считали, что ответ на этот вопрос подает само название села. Переводя Черкез-Кермен как Черкезскую крепость, они и жителей его тоже считали выходцами из северо-кавказкой Черкесии. Однако в Крыму. в горах и степях, есть несколько сел с подобными названиями: Черкез-Эли, Черкез-Тобай, просто Черкез.
А еще чаще это слово встречается в наименовании холмов, полян, урочищ и других природных объектов. И назывались они так вовсе не потому, что Крым сплошь был заселен кавказцами, просто чаще всего название селам и урочищам давались не по национальности их жителей, а по имени их основателей и землевладельцев. А слово «черкез» в Крыму обозначало не только название народности, но также и являлось широко распространенным личным именем, известных в документах еще с ордынских времен.
Потому скорее всего село получило название от имени своего давнего основателя или правителя, которого звали Черкез. Не исключено, что сам он и впрямь мог быть кавказцем, но о происхождении остальных жителей села это, увы, ничего не говорит.
В 1929 году в Черкез-Кермене работал ленинградский антрополог Петров. Встретив среди жителей села немало высокорослых, светловолосых и светлоглазых крымских татар, он предположил, что часть обитателей Черкез-Кермена могла происходить от германского племени готов, населявшего Крым на заре средневековья, но, похоже, и с этим выводом не так все просто.
Документы османских архивов показывают, что изначально большинство жителей Черкез-Кермена были христианами. Например, в 1520 году тут проживало 72 христианских семьи и всего 5 мусульманских, но со временем число мусульман возрастало, в том числе и за счет перехода в ислам местных жителей. Среди различных причин, побуждавших их к этому, была и та, что христиане платили в ханскую казну больше, чем мусульмане.
В одном османском налоговом реестре, где фиксировались подати, взимаемые с крымских крестьян под 1652 годом, приведена одна весьма интересная запись. Она примечательна тем, что в ней поименно перечислены все 18 глав христианских семейств, что проживали в Черкез-Кермене на тот момент.
Вот так звучали имена некоторых из этих людей: Татар Беке Гавраил, Черкез Бакши, Петро Бакши, Афиндике Черкез, Лифтер Озбек, Юрий Пылат, Тимурке Харадж и целых пять человек по имени Олакоз. Легко заметить, что эти имена не черкезские, не греческие и не готские, а тюркские. Однако, что же это были за люди - христиане с тюркскими именами?
Согласно одной из версий, они могли быть потомками тюрок-кывчатов, поселившихся на полуострове еще до массового распространения здесь ислама и принявших религию от Византии. Впоследствии те из них, кто перешел в мусульманство, влились в состав крымско-татарского народа, а те, кто сохранили христианство, постепенно смешались с крымскими греками. Примечательно, что среди перечисленных людей двое носили имя Черкез.
Возможно, где-то здесь кроется ключ к объяснению названия села, не были ли они, например, давними потомками основателя крепости. Но, увы, два имени - это слишком мало, чтобы делать какие-то выводы. Две общины - христианская и мусульманская - проживали рядом в селе до 1778 года, когда Александр Суворов, стоявший в Крыму с войсками, приказал выселить всех крымских христиан с полуострова в приазовские степи. Всего из Черкез-Кермена было тогда вывезено 307 человек. В память об этих людях здесь осталось одно очень интересное сооружение.
В самом конце Черкез-Керменской балки возвышается невысокая круглая скала. Она мало чем отличается от прочих скальных глыб, что встали по краям ущелья, но если взойти на нее с обратной стороны, на горном склоне будут заметны вырубки ступенек. Они ведут к деревянному мостику, шагнув на который попадаешь в небольшую пещеру.
Это помещение в скале являлось крошечным византийским пещерным храмом. Это, вероятно, был монастырь на окраине села, где служили несколько монахов. Местами на его стенах можно обнаружить кусочки цветной штукатурки. Кое-где они сливаются в изображения: человеческие фигуры с нимбами, греческие буквы, орнаменты и даже узорчатые вышитые полотенца.
Это остатки стенной живописи, которою храм в прошлом был покрыт изнутри. По мнению ряда ученых, эти фрески были созданы примерно в 1380-х годах. Столь древняя роспись - огромная редкость для Крыма. К сожалению, разобрать большую часть сюжетов уже невозможно, потому что живопись безвозвратно уничтожена.
В начале XX века исследователи еще успели зарисовать некоторые из этих изображений. И самой интересной находкой среди них оказались остатки изображения семьи: мужчины в высокой шапке, женщины в зеленом плаще и красном платке и девушки в остроконечном головном уборе.
Увы, в наши дни на их месте мы видим отдельные чешуйки краски. Эти изображения не были иконами святых, потому что у этих фигур отсутствовали круглые золотые нимбы над головой. Скорее всего это были портреты знатного местного семейства, на пожертвования которого в скале был высечен этот храм и содержался монастырь. Наверняка где-то неподалеку от храма располагалось и родовое кладбище этой знатной фамилии. Это означает, что в Черкез-Кермене сохранялись единственные на полуострове образцы крымской портретной живописи XIV века.
Скрытые в малозаметной пещере, фрески пережили ордынскую, ханскую, османскую, царскую эпохи. Они пережили даже большевиков. За 600 с лишним лет рисунки, конечно, слишком пострадали от времени, но окончательно их уничтожил лишь туристический бум 1960-80 хх годов, когда туристы-дикари жгли в храме костры и выцарапывали на древней живописи свои имена. В те же самые годы погибло и древнее село.
После депортации в мае 1944 года проживавших здесь крымских татар Черкез-Кермен был переименован в село Крепкое. Но дальнейшие события как будто посмеялись над таким названием. Во время компании по укрупнению районов село Крепкое лишили ликвидировать, а уже обосновавшихся здесь послевоенных переселенцев распределить по другим селам Бахчисарайского района.
В начале 1970-х гг. село окончательно обезлюдело и его добротные каменные постройки были разобраны на стройматериалы.
В балку Черкез-Кермен к исчезнувшему селу Крепкое проще всего добраться из сел Красный Мак (4км) и Холмовка (5км), а через Эски-Кермен из сел Залесное или Терновка (по дороге около 4км). Координаты на карте: 44°37′05.1″N 33°44′06.9″E
О деревне
Что посмотреть
Куда сходить рядом
Другие места