Экскурсия по Золотому кольцу Крыма на автобусе

Эта осень оказалась для меня на удивление позитивной. Дали отпуск и я решила махнуть на крымское побережье посмотреть Крым в осеннюю пору. Пляжный сезон уже закончился и, естественно, мое внимание было больше приковано к различным экскурсиям. Сейчас я хочу рассказать только об одной из них, экскурсии, которая называется "Золотое кольцо Крыма".

Гуляя по Ялте, я наткнулась на точку, где предлагали поездки на небольшом автобусе организованной группой по интересным местам исторического и памятного значения. Путевка по Золотому кольцу обошлась мне всего в 800 руб. Какие места мы посетили, опишу по порядку, а вот название экскурсионной точки не вспомню, да их и много по всей Ялте (я покупала тур в центре города). Да и еще, 800 рублей - это цена самого агентства, а за посещение достопримечательностей пришлось потратить дополнительно 200 рублей.

Выезжали мы уже на следующий день рано утром и, поскольку экскурсия проходила по отдаленным друг от друга объектам, рассчитана она была на 12 часов. Нам сказали, что общий километраж по дорогам на автобусе был около 200 км и еще около 9 нам придется пройти пешком.

Первая достопримечательность, куда мы отправились, была Форосская церковь. Из центра Ялты вдоль крымских гор по правую руку и слева курортную часть южнобережной полосы, находящейся у моря, автобус въехал на дорогу, идущую в Севастополь. Погода была солнечная, если не считать некоторые малозначительные моменты, когда облака изредка закрывали солнце тучами и любоваться красотой крымских гор и голубизной переливающегося под солнечными лучиками Черного моря ничто не мешало.

Так я узнала, что едем мы по новой дороге в Севастополь, которую построили всего 30 лет назад и протяженность ее чуть больше 80 км (между Ялтой и Севастополем).

И вот наша первая остановка в рамках экскурсии по Золотому кольцу Крыма - Форосская церковь. Сама церковь находится выше автострады, а не в самом Форосе. Дорога от автострады поднимается вверх на гору Кызыл-Кая, где стоит церковь. Еще церковь называют Храмом воскресения Христа. Площадку на горе для строительства церкви выбрал московский купец Александр Кузнецов и построил ее на свои средства. Храм очень красивый и можно зайти в него внутрь, но я, как и многие, ограничилась только внешним осмотром.

Перед церковью на склоне горы есть смотровая площадка, откуда виден сам Форос и его округа. Для тех, кто хочет посмотреть все поближе, предлагают платные бинокли. Еще перед церковью есть небольшая площадка, где останавливаются маршрутки, спустившиеся с верхней дороги. На этой площадке летом, говорят, бойко торгуют сувенирами. Осенью работала только одна сувенирная палатка. Удивительно, что до 90-х годов церковь не работала, а еще ранее в ней оказывается долго был ресторан.

Дальше наш автобус двинулся дальше на запад в сторону Севастополя. Следующей достопримечательностью  оказались Байдарские ворота. Остановку у ворот делать не стали, так как они не входили в нашу экскурсию по Золотому кольцу Крыма. Водитель притормозил буквально на пару минут, чтобы те, кто хочет, могли сфотографироваться.

Байдарские ворота тоже очень интересное место в Крыму. Они напоминают две каменные стены, посредине которых среди двух колон прорублен проезд с арочной крышей. На верху этого небольшого здания устроена смотровая площадка, с которой хорошо видно море и Байдарскую яйлу. Строительством такой достопримечательности Крым обязан графу Воронцову, а символизируют ворота проход на ЮБК сквозь главную гряду крымских гор. В старые времена на этом месте останавливались на отдых купцы и просто путники по пути к южному побережью крымского полуострова. О Байдарских воротах писали, кстати, и многие поэты. Вот такой отрывок стихов принадлежит, например, Лесе Украинке:

Дорога вьется. Заросли, долины...
Пылает день, безоблачный и ярый.
Идем без отдыха дорогой длинной.
И вот внезапно слышу я: «Байдары!»
Смотрю — ворота. Две скалы пустынных.
А дальше? Дальше... Или это чары?»

После Байдарских ворот дорога сквозь Байдарскую долину начинает уходить вглубь Крыма. Проехали мы село Орлиное, оставили позади крупное Чернореченское водохранилище, питающее пресной водой округу и близлежащие населенные пункты и, обогнув Чернореченский каньон, въехали в Бахчисарайский район, где нас ждала следующая остановка.

Второй достопримечательностью, которую предложила нам экскурсия "Золотое кольцо Крыма" стал древний пещерный город Мангуп. Свою историю Мангуп-Кале начинал как оборонительное укрепление, построенное таврами для защиты от набегов готов. Постепенно в округе строили различные домики и крепость-укрепление уже стала напоминать настоящий город. Сами представляете, что весь город мы, конечно, не могли посмотреть за столь короткое время. Опять мы ограничились лишь небольшим посещением смотровой площадки, походили по сувенирным лавкам и прогулялись по берегу озера.

Мангуп в старину был очень большим городом, который переживал один набег за другим, неоднократно восстанавливался из руин и к концу XVIII века практически опустел. Почти три века Мангуп-Кале был столицей государства Феодоро.

После Мангупа мы направились северо-западнее километров на 5 к другому пещерному городищу Эски-Кермен. Эски-Кермем хоть и древнее предыдущего Мангупа, но сохранился в более обширном виде, т.е. кроме различных обломков здесь есть и руины сооружений. Можно посмотреть бывшую дозорную башню, посетить руины базилики. Сохранились в Эски-Кермене и развалины жилых и подсобных строений. Даже по лесенкам, высеченных в горной породе, представляется, как много веков назад на этом месте жили люди.

Экскурсия по Эски-Кермену у нас была самая продолжительная, около 3 часов. Смотря вниз на прилегающую долину, сразу представляешь всю неприступность этого города-крепости. Вот подходит враг и местные пастухи и земледельцы ту же покидают долину и укрываются вверху в неприступном для неприятеля городе.

Еще одно чудо Крыма, которое мне хотелось увидеть, это Большой каньон. Целью нашего похода в него был, конечно, не он сам, а водопад Серебряные струи, но я считаю, что моя мечта побывать в каньоне сбылась. Знали бы вы, как удивительно выглядят склоны Большого каньона. Осеннее время, когда я ездила на экскурсию, нарядило деревья золотой листвой. Хотя в сам каньон мы и не попали, а свернули вправо от кордона перед Большим каньоном в сторону хребета Кучук-Бабулган-Дагы. До водопада отсюда около 1.5 км. Кстати на стоянке есть кафешка, в которой снимали черно-белую версию фильма о приключениях Буратино. Помните трактир "Три пискаря»? Так вот, говорят, это было здесь. Осенью кафе оказалось неработающим и перекусить, как Буратино, тремя корочками хлеба, в нем нам так и не удалось.

Тропинка к водопаду начинается прямо от кафе. Хорошо утоптанная многими тысячами ног и снабженная табличками, указывающими, куда дальше идти, дорога не показалась мне сложной. Где попадались сложные места, дорожка была облагорожена бревнами. Кстати, эта экскурсия, подход к водопаду, оказалась за дополнительную плату.

Во время половодья водопад собирает большее количество воды и выглядит мощнее, зато нам удалось сделать фотографии прямо из-под водопада, чего лишены те, кто бывает здесь весной и летом. Огромный кусок горной глыбы лежит прямо на месте, где речка спадает с обрыва и, обтекая его, создается такой удивительный эффект как многочисленные струи, падающие вниз.

Забыла написать еще, что перед походом к водопаду мы, застав кафе закрытым, (а планировалось пообедать именно тут) подкрепились прямо на природе. В начале экскурсии по Золотому кольцу Крыма нас предупредили, чтобы все прихватили с собой бутерброды. Ну, а полноценный перекус нас ждал уже в следующем месте, но об этом позже.

Следующей достопримечательностью и завершением экскурсии по Золотому кольцу Крыма стал Ай-Петринский перевал и верхняя точка канатной дороги к вершине Ай-Петри. В одном из кафе на плато мы сделали обеденный заказ и в ожидании его приготовления пошли осматривать округу. Немного вдали от этого места есть памятник геодезического знака в виде глобуса, водруженного на прямоугольный постамент с географическими координатами места.

Очень красивые виды открываются в сторону Ялты. Стоя перед обрывом на смотровой площадке, дрожь забирает от ощущения высоты. Какое все маленькое кажется внизу и только взгляд на огромное Черное море, уходящее за горизонт, возвращает сознание к действительности.

Ну вот и долгожданный обед, который превратился скорее в ужин. Вниз в Ялту мы спускались по горному шоссе, на котором разве что с небольшим промежутком можно разъехаться встречным машинам. Большие участки вдоль дороги проходят сквозь хвойные реликтовые деревья. Запах моря, смешанный с выделяемыми ими испарениями эфирных масел, отметили еще давно, поэтому благодатный воздух Крыма и рекомендуется для больных с легочными заболеваниями. В Крыму, кстати, по этой причине огромное множество санаториев, специализирующихся на этих болезнях и есть даже специальные тропы для легочников. Например, Боткинская тропа.

Если бы не накладка с обедом в кафе "Три пискаря», в целом я считаю экскурсию очень замечательной. Сколько нового узнала я о природе и истории полуострова, даже не передать. Автобус был удобный, экскурсовод просто восхитительный, а цены даже на ай-петринский ужин очень демократичными. Что немаловажно, во всех местах, где мы останавливались, были туалеты и прятаться по кустам никому не пришлось. В общем, если вам попадется такая экскурсия "Золотое кольцо Крыма», обязательно съездите на нее. Ни за что не пожалеете!