Наш отдых в Партенитской долине и санаторий Крым

Прошедшим летом в июле мы с супругой отправились на юг. У меня есть льготы по оплате путевок в военные санатории и по проезду к месту лечения, поэтому не пользоваться этим было бы неразумно с нашей стороны. Наш выбор пал на санаторий «Крым» в Партените.

Выйдя из здания аэропорта Симферополя, мы с трудом миновали толпу назойливых таксистов и загрузились в троллейбус, следующий до Ялты. Водитель высадил нас на трассе у поворота на Партенит. День клонился к вечеру, начинало темнеть. Вместе с нами вышла женщина. Она сказала, что автобусы в поселок уже не ходят и надо поймать попутку, что мы вскоре и сделали. Приветливый водитель довез нас до ворот санатория, денег взял немного.

О санатории «Крым»…

Просто огромная территория санатория начинается у подножия Аю-Дага и далее простирается на восток, захватывая прибрежную территорию. Жилые корпуса разбросаны на большой площади, представляющей собой, по сути дела, прекрасный, но недостаточно ухоженный парк.

Мы были определены в корпус № 8. Нам достался двухместный стандартный номер на 5-м этаже. Подобные номера во всех военных санаториях выглядят примерно одинаково. Скромная не первой свежести мебель, старый телевизор, небольшой холодильник, кондиционера нет. Слава богу, удобства в номере. Душ огорожен шторой, внизу поддон. В общем, как говорится, привет из «советского» прошлого.

Познавшим сервис Турции и Египта может не понравиться…Но мы народ привычный, неизбалованный. Вообще, есть и другие номера – повышенной комфортности, полулюксы, люксы. Там мебель получше, телевизор нормальный, присутствует кондиционер и душевая кабина. Но в летний период попасть в такие условия считается большой удачей. Наиболее предприимчивые и упорные нередко своего добиваются.

Санаторий часть путевок реализует по коммерческим ценам, поэтому лучшие номера достаются или особо привилегированным лицам или заплатившим немалые деньги. Последнее надо признать справедливым.

Дискуссионным является вопрос – имеет ли смысл отдых по коммерческим ценам в военных санаториях? В последнее время начались кое-какие изменения, ремонтируются старые и открываются новые корпуса, но в целом картина изменилась мало.

Теперь о питании и немного о лечении в санатории

Система заказная (3-4 года назад почти повсеместно вводилась схема по типу «шведского стола», но почему-то не прижилась), из нескольких блюд. Ничего особенного, но вполне приемлемо. Мы привыкли к первым блюдам, кашам, поэтому голодными из столовой не уходили. Овощи и фрукты присутствуют, но не в таком количестве, как хотелось бы...

Про лечение много сказать не могу. Мы отдыхаем летом, поэтому наши приоритеты – море и воздух, пешие прогулки. У меня вяло текущий остеохондроз, поэтому в число обязательных процедур обычно входит массаж и какое-нибудь электромагнитное воздействие на спину.

Прогулка по паркам санаториев «Карасан» и «Утес»

Партенит знаменит своими парками – санаторий «Крым», санаторий «Айвазовское», «Карасан», «Утес». Вход на территорию санатория «Айвазовское» стоил 300 рублей, и мы решили лучше посетить не менее замечательные парки «Карасана» и «Утеса», за вход в которые денег с нас не брали.

В «Карасане» нам посчастливилось попасть на экскурсию, которую проводит Галина Лапаева, работающая в библиотеке санатория, автор книг о Партенитской долине. Парк прекрасный, полон редких деревьев, красива усадьба Раевских в мавританском стиле.

В «Утес» мы пошли самостоятельно. Дойдя почти до мыса Плака, мы поднялись наверх в парк. С нас пытались взять сто рублей за вход, но у охранника не оказалось сдачи…Дворец княгини Гагариной хорошо виден со многих точек Партенита. Мы его обошли и двинулись на сам мыс. Этот скалистый уступ, склоны которого покрыты зеленью из рода кактусов, необычайно живописное место.

После небольшой фотосессии мы решили попасть на пляж, расположенный с другой стороны мыса. Там довольно крутой спуск, правда, есть электромобиль, курсирующий от дворца на берег. Стоимость, если я не ошибаюсь, по-моему, сто рублей с человека. День был жаркий, и на обратном пути мы воспользовались этой услугой. Место довольно любопытное.

Небольшой участок пляжа, с одной стороны ограничен каменными глыбами мыса Плака, а с другой в некотором отдалении начинается поселок Санта-Барбара, веселые разноцветные строения которого спускаются прямо к воде. Купаются тут с платформ. Место на любителя, некоторым нравится. Мы наблюдали его с некоторого расстояния.

Перед нами в море уходил довольно длинный волнорез, на некотором расстоянии от которого маячили скалы – «Три сестры». Я не упустил возможности и, доплыв до них, взобрался на одну из скал. Кстати, здесь снимался один из эпизодов фильма «Спортлото-82». Уже будучи дома, я с интересом просмотрел эти кадры, узнавая знакомые пейзажи.

Походы на Аю-Даг

При выборе места отдыха немаловажную роль для меня играла близость Медведь-горы. Была проведена подготовительная работа, поэтому, когда в один из дней мы с женой отправились покорять гору, в голове у меня была схема троп Аю-Дага.

Путь с центральной аллеи санатория до калитки, за которой начинается восхождение на гору, занимает около 15 минут. Раньше калитка всегда была открыта, за вход взималась плата, но в этом году руководство санатория эту лавочку прикрыло, калитку заварили. Ну конечно, в заборе всегда можно найти лаз.

Мы пошли по тропинке вдоль ограждения и минут через двадцать оказались на поляне, носящей название «Энергетическая». Место пользуется популярностью у людей определенного склада, которые заряжаются здесь космической энергией. Мы посмотрели руины древнего христианского храма и вышли к обрыву, где стоял крест в память о царской семье.

Отсюда открывался прекрасный вид на море и поселок. Здесь было очень тихо и хорошо. Мы посидели, порелаксировали и пошли обратно. Прогулка абсолютно ненапряжная, но очень приятная и интересная. В дальнейшем я еще несколько раз взбирался на гору самостоятельно, в том числе, и по так называемой «артековской» тропе, идущей прямо на вершину (577 метров). В последний день добрался и до самой южной точки Аю-дага – мыса Монастырского, откуда открываются потрясающие виды, не только на Партенит, но и в сторону Адалар и Гурзуфа.

Заплыв к диким пляжам Аю-Дага

Еще до прибытия в санаторий я знал, что к диким бухтам Аю-Дага можно добраться вплавь с пляжа санатория. Я вырос на море, плаваю хорошо, поэтому держал все время этот вариант в уме. В последние 10 дней нам удалось переселиться в самый лучший 4-й корпус, где номера с относительно недавним ремонтом, оборудованы кондиционером, душевой кабиной и т.п.

Мы жили на 13-м этаже, просторный балкон выходил в сторону моря. Несколько дней подряд я интересом следил, как примерно, начиная с 06.30 (вставали мы рано – не спится на юге…) народ группками по 2 и более человека направлялся вплавь в сторону Аю-Дага и вскоре исчезал за ближайшим мысом. Потратив пару дней на уговоры жены, я все-таки получил «добро» и в одно прекрасное солнечное утро, оставив свою «половину» с книжкой на пляже и пообещав вернуться через 2,5-3 часа, я отправился в путешествие.

Море в эти дни стояло изумительное – зеркальная поверхность, чистое, прозрачное. Войдя в воду возле разрушенного причала санатория, я поплыл… Это были лучшие мгновения моего пребывания в Партените. Через некоторое время я обогнул небольшой мыс, и санаторий скрылся из виду. Здесь было царство скал, таинственных гротов, уютных бухточек. В общем, это надо видеть…

За время путешествия я один раз посидел на камне и в одной из бухт постоял в воде, не выходя на берег, набираясь сил на обратную дорогу. Были видны несколько палаток.

Добраться сюда можно, спустившись по осыпям со склонов Аю-Дага, что не совсем комфортно или на водном транспорте. Воды здесь нет, так что ее надо везти с собой. Обратный путь прошел без происшествий, пару моторных лодок шли осторожно и угрозы для меня не представляли. Когда я вышел из воды, супруга по-прежнему читала книгу…

Наверное, мой рассказ заинтересует, прежде всего, тех, у кого в почете море, парки, пешие прогулки по горам.

На самом деле мы ездили и в Ялту. Попав туда, конечно, были восхищены ее набережной, но столько людей, перегороженные пляжи, не дающие волю фантазии, огромное количество машин в городе, мечущихся в поисках временного пристанища. Только побывав там и вернувшись в свой «оазис», я понял, как нам повезло, что мы попали именно в Партенит.

Впрочем, молодежи Ялта наверняка придется по вкусу…