Наши крымские приключения

В 2011 году мы с женой решили съездить отдохнуть на море, долго раздумывая, какое место выбрать в Крыму, остановились на Севастополе. Взяли два купейных билета по 3500 рублей за каждый на поезд Санкт-Петербург – Севастополь (ехали мы из Курска) и 5 сентября в 16.35 отправились в путь.

Прибыть на конечный путь должны были в 12.30. Путешествуем мы всегда дикарями, с небольшим багажом, так как не любим ни от кого зависеть и быть привязанными к одному определенному месту, поэтому вещей всегда берем по минимуму, обычно одну сумку и пакет с питанием.

Тут в пути мы резко передумали наш маршрут и решили выйти в Симферополе в 9.30. Оттуда автобусом с автовокзала, расположенного рядом с железнодорожным вокзалом, поехали в Николаевку (это небольшой городок в сторону Евпатории, нам его посоветовали знакомые). И примерно через 1 час были на месте.

По дороге мы встречали только виноградники и высушенные солнцем степные земли. Надо заметить, что климат этих краев намного отличается от климата Южного берега Крыма. Из-за отсутствия гор, там дуют очень сильные ветра, более сухой воздух и из-за равнинной местности солнце над морем висит дольше и уходит прямо в море.

В Николаевке, не успели мы сойти с автобуса, нас атаковали местные жители, хором предлагая жилье на любой вкус и за любые деньги.

Нас «отвоевала» самая активная женщина, предлагая недорогое и комфортное жилье за 50 гривен в сутки, и под ручки повела показывать свое жилье на улице Гагарина (на тот момент в Николаевке курс гривен был 275 за 1000 рублей по самому выгодному курсы в Приватбанке). Мы дали задаток за два дня, решили осмотреться и, если понравится, то остаться подольше.

Условия проживания совсем не такие, как описывала нам женщина, маленькая комнатка в обычном летнем домике рядом с кухней, во дворе крытая беседка, удобства тоже во дворе и до них надо еще добираться через весь двор по непонятным туннелям, только холодная вода, горячая, если повезет и окажешься первым в длинной очереди из постояльцев (кроме нас у этой женщины проживало 5 или 6 семей с детьми и компания молодежи).

Сразу кинув сумки, обмывшись, заодно перекусив в столовой возле автовокзала (нам посоветовала хозяйка) примерно на 80 гривен за двоих (два борща, картошка с котлетой, рис с рыбой, овощной салат и два сока), пошли на пляж. Вообще средняя стоимость обеда в столовой составляла от 80 до 100 гривен (лагман, манты или плов, овощной салат и пару чебуреков, пиво). Путь до него проходил через рыночную площадь по улице Ленина.

По дороге встречались множество гостиниц, отелей, столовых, кафе, чебуречных, ночных клубов и дискотек. На каждом углу, прямо возле кафе, стоят огромные казаны, в которых с утра готовили на костре плов, а затем его можно было тут же отведать, примерно за 25грн и тут же на рынке стояла тандырная печь, где каждый день мы покупали лепешки (по 5 гривен), которые заменяли нам хлеб. Аромат плова и тандырных лепешек чувствовался издалека.

На рынке мы покупали сыр сулугуни, вино, даже нашли кровяную колбасу (которую я обожаю!), домашний подчеревок, недорогие фрукты, но один раз, купив арбуз, мы все же отнесли его назад, так как он казался совсем зеленым. В рыбном магазинчике на рынке покупали сушеную рыбку: барабулька, вомер, бычки. Особенно понравился судак, стоил 70 гривен. Очень вкусная рыба! Кушали в основном в столовой «Хатинка», обед в среднем обходился 50-60 грн (на первое борщ или лапша на курином бульоне, второе – пюре или рис с котлетой или отбивной и сок или пиво).

А как-то гуляя в один из вечеров, решили пройтись вдоль кафешек и случайно зашли в ночной клуб, где была грязевая борьба женщин-гладиаторов. «Непередаваемое» зрелище за 20 гривен, смешно смотреть, как две полуобнаженные тети дерут себя за все части тела, причем в грязи по самые уши!

Итак, прогулка до моря заняла примерно 15 минут неспешным шагом, заглядывая в местные лавочки и торговые ряды рынка. Чтобы спуститься к морю надо было преодолеть крутой спуск по порожкам около 60 ступенек. Там нас ожидал песчаный пляж с мелкой галькой, и, как и везде шныряющие торгаши, предлагающие разного вида рыбу, пойманную и высушенную собственноручно, горячую кукурузу (за 5 гривен), пахлаву (за 7 гривен) и другие товары. Особенно запомнился один стихоплет, который так прекрасно расхваливал свои горячие пирожки, что весь пляж сбегался, и пирожки (от 5 до 10 гривен, в зависимости от начинки) тут же разбирали подчистую.

Море чистое с пологим дном, пляж узкий, прилечь негде. С утра море тихое, а вот после обеда почти всегда начинаются волны. Найдя все-таки себе местечко, мы немного погрелись на солнышке и вдоволь покупались. Вечером, решили найти недорогое и уютное местечко, поужинать и пойти погулять.

Особенно не выбирая (очень хотелось кушать), нашли кафешку «Рыбацкий хутор», где заказали шурпу, шашлык, салат, лепешка, вино, все обошлось около 170 гривен. Потом решили прогуляться по окрестностям вечернего поселка.

Возмутило то, что помимо всего разнообразия палаток с различными вкусностями и сувенирами, чебуречными, а также мангалами, на которых дядя тут же приготовит шашлык на любой вкус (рыбный, бараний или свиной), еще вокруг «оченььь» много мусора. Набережной как таковой нет, правда есть луна-парк с детскими и взрослыми аттракционами, крик от которых слышен почти по всей Николаевке.

На следующий день мы решили немного отдохнуть после дороги и отоспаться, а потом пойти на пляж поселка Николаевка, но ровно в 6.00 возле нашей двери услышали шуршание метлы, оказывается, это хозяйка с раннего утра наводила порядок. Да, чистота – это хорошо, но не на рассвете. В результате наши планы были нарушены, пришлось вставать. Сначала мы просто гуляли, загорали, купались и ели, обойдя в первый же день всю Николаевку.

Одно хорошее запомнилось об этом поселке – это недорогие цены, стая близко плавающих к берегу дельфинов по утрам и вкусные чебуреки!!! Принципе, кто предпочитает пассивный отдых, валяясь все время на пляже, попивая пивко или винцо, не интересуясь экскурсиями и достопримечательностями, то Николаевка очень даже неплохое место.

На второй день пребывания нам уже стало надоедать однообразие, и мы решили остаться здесь на день, максимум два, и потратить их на экскурсии, так как из Николаевки удобно, недорого и недолго добираться до Бахчисарая.

На третий день отдыха после обеда на комфортабельном автобусе мы поехали на экскурсию в Бахчисарай. Нам сказали, что экскурсия историческая, стоимостью 150 гривен с человека, в которую входят переезд, услуги экскурсовода и сам вход в Ханский дворец. Также предупредили, что после Бахчисарая мы посетим знаменитый пещерный город Чуфут-Кале, расположенный всего в 2,5 км от Бахчисарая, и сможем зайти в мужской Успенский монастырь (предупредив, что подъем в гору будет сложным, обязательно нужно взять с собой удобную обувь и воду).

Итак, с прекрасным экскурсоводом, много знающим об этой местности, 40 минут в пути пролетели незаметно. Наш путь пролегал через холмистую местность, сплошь усеянную виноградниками. По дороге встретили поселок Табачный, с огромными плантациями табака, о котором экскурсовод рассказывала, что этот совхоз создан как опытная станция известного Всесоюзного научно-исследовательского института табака и махорки.

Подъезжая к Бахчисараю, нашему взору предстали персиковые сады, которые по рассказу экскурсовода, считаются самыми лучшими на Крымском полуострове. Сам Бахчисарай, являвшийся столицей в Крымском ханстве, раскинулся на холмах.

Вся дорога до центра города тянулась то вверх, то вниз, с узкими улочками и небольшими домами. Мы увидели много мусульманских мечетей, торговых лавочек и магазинов с восточными сладостями. Доехав от центра Бахчисарая, до Ханского дворца топали еще минут 5, в котором в течение трех веков была резиденция ханов Гиреев властителей Крымского ханства.

Вход в сам дворец с экскурсией стоил 40 гривен. Новый экскурсовод поведала нам о частях дворца, которые сохранились до нашего времени. Впечатляло все: летняя терраса, мечеть, где я впервые увидел настоящий Коран, гарем, широкие комнаты дворца, одежда и домашняя утварь, сохранившаяся с тех времен, соколиная башня, а также множество роз во внутреннем дворике дворца, такое ощущение, что попали в те далекие годы, когда жил сам хан с множеством наложниц. Причем, каждая следующая комната полностью отличалась от предыдущей. Также удивило огромное дерево, которому уже несколько веков, но и знаменитый Бахчисарайский фонтан (его еще называют фонтаном слез), который увековечен в стихах А.С. Пушкиным. В конце экскурсии нам показали фонтан, откуда по узкой трубочке текут духи. Да, не удивляйтесь! И каждый по желанию может их купить, 30 мл по цене в 35 гривен. В Ханском дворце мы провели около двух часов, вдоволь пофоткались и купили сувениры.

Далее автобус нас привез к знаменитой горе Чуфут-Кале. Нас высадили у ресторана татарской кухни под названием «Кофейня на Чуфут-Кале», где мы выбрали блюда и сделали предварительный заказ на несколько часов вперед (где-то к 21.00), так как нас предупредили, что подъем будет долгий и сложный и, спустившись с горы, мы очень проголодаемся. У подножия горы нас встретил новый экскурсовод. Стоимость такой пешеходной экскурсии с гидом стоила 50 гривен.

Пройдя немного вверх, мы увидели мужской Свято-Успенский монастырь, который такой же древний, как и Ханский дворец и являлся центром православия во время Крымского ханства. При нем есть церковь, куда на обратном пути предложили нам зайти, а также набрать воды со святого источника у самого монастыря.

Далее экскурсовод показал нам кельи и пещеры, расположенные в скалах, где оказывается, до сих пор живут монахи и держат хозяйство: кур, коз и коров. Сразу невооруженным глазом их не увидишь! По дороге мы даже встретили пастуха с целым стадом монастырских коров. Однако сколько здесь обитает монахов и подробности их жизни держатся в строжайшем секрете.

Чтобы добраться до самого пещерного города, надо было очень долго топать по извилистым тропинкам и каменистым дорожкам, вокруг нас окружали огромные скалы и отвесные обрывы, поросшие деревьями и густой растительностью. Однако, осматривая все эти красоты, мы не отдалялись от нашего экскурсовода, которая рассказывала нам легенду за легендой.

И так мы у самых южных ворот. Красота необыкновенная Взгляд завораживает! Слишком узкие ворота, туда можно пройти только по одному человеку друг за другом. Здесь мы увидели множество пещер причудливых форм, которые связаны между собой.

Идя по узкой каменной вымощенной дороге (по такой дороге ходить тяжело, так как она очень гладкая, не то, чтобы перевозить по ней нагруженные продовольствием телеги), сразу окунаешься в те далекие времена, когда этот город был еще наполнен жизнью, где жили люди, вели свое хозяйство, занимались ремеслом, чеканили монету, молились. Кстати молитвенные дома сохранились неплохо, где у входа в каждую располагались скамейки для омовения перед молитвой.

И вот мы на самой вершине, почти 600 метров над долиной. Нашему взору открылась необыкновенная красота Крымских гор, и переплетение дорог у их подножия. Смотреть на такую высоту и страшно и сердце замирает от такой красоты. Жена даже рискнула пройти по узкой тропинке над обрывом, а я, увы, боюсь высоты.

Здесь недалеко на вершине расположен Мавзолей дочери хана Тохтамыша Джаныке, которая, по легенде при его осаде города спасла его от жажды, носив все ночь воду в кувшине из маленькой расщелины в город, и наутро умерла. А прямо за этой гробницей растет дерево, к которому, как говорят, можно прикоснуться и оно обязательно исполнится. Такой случай мы с женой конечно не пропустили!

Полтора часа пробежали незаметно, даже не хотелось уходить, так заворожил нас этот город своей увядающей красотой и легендами. Но солнце уже заходило, и наш экскурсовод торопила нас, чтобы успеть зайти еще в церковь (так как она закрывалась, был уже девятый час).

Спуск мы преодолели самостоятельно без гида, любуясь еще раз красотами, в церковь уже не попали, зато набрали воды из святого источника.

Немного уставшие, но довольные и страшно голодные мы спустились в ресторанчик, заняли удобный столик, оформленный в турецком стиле на коврах, где ожидал уже наш заказ. Я заказал узбекский плов, картошку фри, долму, манты и чай собственного приготовления, а жена - картошку фри, рыбу кефаль, запеченную на огне в фольге и чай. За весь заказ мы отдали 250 гривен. Было все очень вкусно, за исключением того, что мне пришлось съесть почти за двоих, так как моя беременная жена, понюхав рыбу на углях, отдала ее мне. После этого плотного ужина я на еду не смотрел до обеда следующего дня.

Итак, каждый, переваривая свои мысли после такого количества информации, мы отправились в автобус, где ждал наш гид из Николаевки с сюрпризом. Она нас отвезла на дегустацию вин бахчисарайского винзавода «Фонтан», а оттуда, ровно в 23.00, распрощавшись с экскурсоводом, мы поехали обратно.