История Крыма в раннее средневековье

Главная » История Крыма » начало н.э. » История Крыма в раннее средневековье

Где провести рубеж между античностью и средневековьем? Какой момент истории считать поворотным для Крыма.

Чаще к античности относят и I-III вв. н.э., римскую эпоху, которая, например, в Северо-западной Европе охватывает так же IV век. Что касается Крымского полуострова, то новый этап ее начался, в сущности, со второй половины III века н.э., с ухода римских легионов и появления готов. Но, в общем суть событий и далее оставалась той же, что и прежде. Крымский полуостров периодически захлестывали волны кочевых орд. Многие из них оседали на нем и впоследствии смывались новыми волнами. Наводняя степную часть предгорья, они едва достигали южного берега, разбиваясь о горный барьер. Нельзя сказать, что роковые события средневековья для Южного берега прошли стороной, но все же здесь они имели иное развитие. Это придало его истории известную самостоятельность.

Не так уж важно, с какого века или с какого события отчитывать средневековье Крыма. Пусть это будет IV или V век – оставим уточнение медиевистам. Продолжим обзор событий и дат, вернувшись к концу III в.

И так мы уже знаем, что римские легионеры удерживали Крым по крайней мере до середины III столетия, а затем оставили эту область. На это время приходится движение готских племен из Прибалтики на юго-восток, в Северное Причерноморье. Готы разрушившие Тааис вскоре после 244 г., проникли в Крым, обосновались в его степной (центральной и восточной части), вторглись в Боспор. Вторая половина III в. ознаменовалась мощным давлением варварских племен (готов, сорматов, славян) на границы Римской империи; один за другим они совершали военные походы по суше и по морю; именно поэтому Рим был вынужден стягивать свои легионы, рассредоточенные в далеких провинциях.

IV век

Этот период оказался не только роковым для Крыма, но и для всей Европы вообще. Именно с него начинается великое переселение из колоссальных рабовладельческих держав древности – Великой Римской империи. Пленив степной Крым и ближайшую к степям зону предгорий, гунны разгромили Неаполь Скифский. Херсонесу повезло – он уцелел, вероятно благодаря оборонительным сооружениям. То ли Крымские готы сами отказались следовать за корунгом Теодорихом на запад в Италию, то ли были блокированы гуннами на полуострове и оттеснены из его степных районов и предгорий в горную часть – не очень ясно. Так или иначе они остались в Крыму.

Движение готов из Прибалтики на крымский полуостров растянулось чуть ли не на столетие. Возможно правы те, кто считает, что в это движение готы вовлекали и местные племена, скорее растворяясь в них со временем, чем завоевывая их. Может быть поэтому на всем пути, пройденном западными готами до Крыма, так мало следов их культуры. Это обстоятельство дало основание некоторым исследователям сомневаться относительно крупных масштабов готского переселения.

В противоположность медленному движению готов волна гуннов просто стремительно накатилась на Крым, сметая почти все на своем пути. Радиоуглеродные датировки древесного угля из некоторых городищ предгорной части Крыма показали, что пожары буйствовали в них именно около 370 г.

V век

В степях Причерноморья и в северной части Крыма почти завершился процесс сложения союза аланских племен. В 445 г. произошло объединение гуннов и покоренных народов под властью Атиллы. Через 8 лет, уже после его смерти, держава гуннов распалась. В южной части Крыма непрочностью гуннского владычества не преминула воспользоваться Восточная Римская империя – Византия, уже отделившаяся от Западной Римской империи попавшей под власть восточных готов. Византия установила свой протекторат над Южным Крымом, который на долгие столетия стал, по сути дела, провинцией Византии, охватившей пространство от Херсонеса до Судака, а в дальнейшем до Феодосии.

VI век

В Восточной Европе в это время появились тюркоязычные авары, и вскоре в степных пространствах Причерноморья и в Центральной Европе возник Аварский каганат – многоплеменное и непрочное военно-деспотическое образование. В южном Крыму Византийская империя предприняла ряд мер к его укреплению против набегов кочевых орд. Территория протектората расширилась до Боспора: где-то в Крыму существовала страна Дори – Дорос, позднее называвшаяся княжеством Феодоро. По свидетельству византийского историка Прокопия Кесарийского, здесь обитала население, в действительности, по-видимому, сильно смешанное или даже растворившееся в более ранней греко-сарматской среде. Многие крупные христианские храм в Херсонесе и в городах крепостях на Второй гряде гор (Мангуп, Эски-Кермен) датируют VI в., что указывает на упрочнение христианства в Крыму. К тому же времени относят и ряд фортификационных сооружений в Херсонесе и в городах-крепостях Юго-Западного Крыма.

VII век

Положение Византии в Крыму после разгрома полчищ аваров под Константинополем стало еще более прочным. В VI веке в Прикапии и Северовосточном Причерноморье складывается Хазарский каганат, охвативший и область Прикавказья. Около 680 года хазары появились в Крыму и включили его в границы каганата, стремясь отторгнуть от Византии Херсонес. Однако Византия удерживала этот важный торговый пункт, а вместе с ним и Южный берег Крыма, вплоть до Феодосии, в своих руках. Не очень ясно, в какой степени самостоятельным было тогда княжество Дорос (Дори) в нагорном Юго-Западном Крыму и было ли оно столь же обширным, как несколько столетий спустя. Возможно, оно находилось в вассальной зависимости от Хазарского каганата, было его данником. В истории хазар и Хазарского каганата остается множество пробелов и неясных моментов. Мы точно знаем, кто такие были хазары, откуда они появились, какой образ жизни вели и даже где они жили. В Крыму, в сущности, нет ни одного памятника, который можно было бы безоговорочно отнести к культуре хазар. Нет их и на Южном берегу. Не исключено, что некоторые курганы с «каменными бабами» в степной части Крыма и в степях Причерноморья принадлежат этому времени.

Херсонес был связан прочными узами не только с Византией, но и с Римом. Нам известна история Мартина I, римского папы, сосланного императором в Херсонес в 654 г., после шестилетнего понтификата. История эта говорит по крайней мере о том, что Крым был в ту пору для Византии не только житницей, но и отдаленной областью куда можно было упрятать нежелательных лиц, полагаясь на контроль местной администрации, всецело зависящей от обоих империй.

VIII век

Считают, что именно в VIII веке христианство прочно и окончательно утвердилось в Крыму. Как видно потребовалось шесть столетий от момента первого проникновения христиан в Крым до завоевания новой религией умов и помыслов большей части аборигенного населения. Впрочем, существует мнение, что основная масса населения продолжала оставаться языческой как в VII веке, так и в VIII – начале IX века, даже в XIII веке. Одновременно с этим хазары приняли иудаизм. Возможно, тогда же возникла в начале секта, затем этническая группа караимов, исповедовавших иудаизм, но отвергавших Талмуд. Им суждено было в дальнейшем остаться в Крыму, заселить слободки крупных средневековых городов крепостей.

В VIII в., в самом его начале, отголоски дворцовых переворотов в Константинополе непосредственно коснулись Херсонеса и херсонеситов. Еще в 685 г. император Юстениан II был свергнут с византийского престола и направлен в ссылку в Херсонес, но вознамерился вернуть себе престол. Херсонская знать решила выдать его императору Тиберию III. Однако Юстиниану удалось бежать, а впоследствии вновь захватить власть. Решив отомстить херсонеситам за вероломство, он направил к берегам Крыма колоссальный флот с десантом. Однако во время жесткой бури флот Юстиниана почти полностью погиб (как и одиннадцать столетий спустя, во время крымской войны, погибла у берегов Таврики и большая часть англичан и французов). Херсонес, который Юстениан II угрожал покарать, обратился за помощью к хазарам. В 711 году горожане подняли восстание против Византии и с помощью горожан и хазар утвердился на престоле.

В VIII в. в Крыму происходили и антихазарские выступления, например восстание, одним из руководителей которого был Иоанн Готский. Восстание произошло в 787 г. и было беспощадно подавлено хазарами.

IX век

В 822-836 гг. в Причерномоских степях появились мадьяры, но неизвестно, проникли ли они в Крым, а если проникли то до какого предела и надолго ли. Скорее всего, Крым остался в стороне от их движения. Мадьяры нанесли первый удар по Хазарскому каганату. К середине столетия дружины хазар занимали Керченский и Таманский полуострова и еще удерживали власть в некоторых других районах Крыма. Однако вряд ли можно принять за бесспорный факт владение хазарами в IX и X вв. Южным берегом – Судаком, Алуштой, Партенитом, Ламбатом, Алупкой, в Юго-Западном Крыму – Мангупом, т.е страной Дорос, о чем сообщает пространная редакция письма кагана Иосифа еврейскому государственному деятелю при испанских халифах Халдаю Ибн-Шапруту. Это было явным преувеличением. Второй удар по Хазарскому каганату нанесли в 70-е гг. IX в. печенеги, вторгнувшиеся в Причерноморье. Большая часть Крымского полуострова представляла собой во второй половине IX в. пустынные земли и даже в Херсонесе чувствовался упадок хозяйства и торговли. К IX в. относятся поход в Крым легендарного новгородского князя Бравлина и поход Руси на Константинополь – морская экспедиция 860 г. из устья Днепра к Боспору, вдоль западного берега Черного моря. В Южном Крыму Византия удерживала свое доминирующее влияние, несмотря на периодические набеги кочевников. Притязания хазар на Южный берег, нашедшие отражение в упомянутом письме хазарского царя Иосифа, еще не говорят о том, что область эта была подчинена им.

X век

В первой половине X в. усилилось давление Руси на Византию – имеется ввиду серия морских походов к Константинополю. Эти военные экспедиции не захватывали Крымского полуострова, но русичи проникали в Херсонес и завязывали торговые отношения с херсонеситами. Таковы были первые шаги Руси в борьбе с Византией за сферы влияния в Причерноморье, за выход к морю, к торговым и торгово-посредническим городам. В 966 г. киевский князь Святослав совершил поход на Волжскую Болгарию, сокрушив государство болгар, и в том же году на хазарский каганат, от его столицы Итиля до Тмутаракани на Таманском полуострове. Каганат к тому времени окончательно распался. Какое-то количество хазар еще удерживалось в Восточном Крыму и в его степной части.

В 989 г. военные события непосредственно коснулись Крымского полуострова. Киевский князь Владимир осадил и разгромил Херсонес, выступив политическим противником Византии и стремясь захватить этот важный центр торгово-экономических связей между Западом Востоком. Разрешенный Херсонес еще несколько столетий не сходил с исторической арены, но постепенно клонился к упаду. Город был возвращен Владимиром Византии, а сам Владимир, по преданию, крестился в нем, обвенчался с византийской царевной Анной, вернулся восвояси и стал насаждать на Руси христианство.

XI-XII века

Печенежский заслон в Причерноморье нарушил установившиеся было торгово-экономические связи Руси с Крымским полуостровом – Таврикой. Форпостом русской земли на берегах Черного моря становилось Тмутараканское княжество на Таманском полуострове. С течением времени его западная территория охватила и Боспор – Керченский полуостров: в 1016 г. трутараканский князь Мстислав уничтожил в Крыму остатки хазарской державы. А в Херсонесе еще пребывали византийские стратеги, область же, подвластная этому городу и составлявшая северопонтийскую провинцию Византии, доходила до Судака.

В середине XI В. Крымский полуостров захлестнула очередная волна кочевников – половцев, или куман. Они заняли главным образом степную часть полуострова; арабские источники называют «куманской землей» и Южный берег. Тмутараканское княжество в XII в. сходило со сцены; во всяком случае, о нем с этого времени ничего не известно. Страна Дорос – теперь княжество Феодоро раздвинула свои пределы, охватила большую часть горной местности в Юго-Западном Крыму, до меридиана Чатыр-Дага. Неясно только, в какой степени оно было зависимо от половцев. Можно предположить, что Феодоро находилось в это время под двойным воздействием: в тесной культурной связи с Византией (через посредство Херсонеса), а вместе с тем в даннических отношениях с половцами. В известной мере парадоксально выглядит тот факт, что Юго-Западный Крым, включая княжество Феодоро, Южный берег и район Херсонеса, в XI-XII вв., точно так же, как в течении нескольких предыдущих и последующих столетий, именуется Готией, по крайней мере в документах церковно-административного содержания.

Периоды истории

Другая история